Факторы виктимизации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современном инклюзивном образовательном пространстве

  • Е.С. Фоминых Оренбургский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0003-3733-4381
Ключевые слова: виктимизация, виктимность, ограниченные возможности здоровья, факторы виктимизация, инклюзия, инклюзивное образовательное пространство.

Аннотация

Рассматривается вопрос виктимизации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современном образовании. В фокусе исследования – виктимогенные факторы инклюзивного образовательного пространства. Виктимизация лиц с ограниченными возможностями здоровья представлена с позиции процесса и результата повышения степени виктимности лиц с ограниченными возможностями здоровьяи усиления показателей уязвимости относительно негативных социальных воздействий. К последствиям виктимизации лиц с ограниченными возможностями здоровья отнесены социальная эксклюзия, дисфункции, личностные деструкции. Уточнена сущность социально-психологического механизма виктимизации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Систематизированы и обобщены факторы виктимизации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, препятствующие реализации инклюзивных идей на практике. Правовые факторы отражают проблемы законодательногорегулирования образовательного процесса в инклюзивной организации. Материально-технические факторы охватывают вопросы создания универсальных безбарьерных условий как аспекта включения лиц с ОВЗ в общество. Кадровые и методические факторы отражаютпроблемы подготовки и реализации образовательных и коррекционных программ. Социокультурные факторы, отражающиеособенности российского менталитета, морально-этические и нравственные составляющие взаимодействия. Интолерантное отношение к разнообразию, включению и социальному принятию лиц с ОВЗ представлено в группе социокультурных факторов; аспекты родительского участия в инклюзии – семейных.

Литература

Ервасов А.М. Анализ современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования // Научно-практические исследования. 2020. № 6-1 (29). С. 23-27. https://elibrary.ru/jnouvo

Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт // А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Седегова. Волгоград: Учитель, 2012. 46 с.

Варчук Т.В. Виктимология / Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий; под ред. С.Я. Лебедева. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. 191 с.

Fominykh E.S. Psychological basis of victimization of individuals involved in the activities of destructive religious organizations // Modern European Researches. 2016. № 5. Р. 112-115.

Лавринец К.Ю. Проблемы современного инклюзивного образования в России // Образование. Наука. Инновации. 2013. № 1(27). С. 175-180. https://elibrary.ru/tbdocf

Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 1. С. 5-16. https://elibrary.ru/scyapp

Степанова П.С., Обносов В.Н. Организация образовательного процесса детей с отклонениями психического развития в системе инклюзивного образования // Наука и Образование. 2020. Т. 3, № 2. С.271. https://elibrary.ru/jhbjxn

Фоминых Е.С. Современные контексты социализации и виктимизации личности // Виктимология. 2019. № 2 (20). С. 10-14. URL: https://victimolog.ru/index.php/victimo/article/view/70

Алюшина Ж.В. Дошкольное инклюзивное образование: современные проблемы // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. 2019. № 6 (21). С. 47-52. https://elibrary.ru/cpsfcj

Опубликован
2022-08-30
Как цитировать
Фоминых, Е. (2022). Факторы виктимизации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современном инклюзивном образовательном пространстве. ВИКТИМОЛОГИЯ | VICTIMOLOGY, 9(3), 322-329. https://doi.org/10.47475/2411-0590-2022-19308
Раздел
Оригинальные статьи