Отклоняющееся поведение, социальная фрустрированность, локус контроля и осмысленность жизни студентов
Аннотация
Исследование посвящено выявлению склонностей к отклоняющемуся поведению и особенностей личности студентов технических специальностей университета. Использовались методики «Склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орел; «Уровень социальной фрустрированности» Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко; «Уровень субъективного контроля» Бажина Е. Ф., Голынкиной С. А., Эткинда А. М; Тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. Обработка данных осуществлялась при помощи первичной статистики, t-критерия Стьюдента, корреляционного анализа Пирсона.Выборку исследования составили студенты 2 и 3 курсов технических специальностей университета. Общее количество исследуемых – 59 человек, из них 28 девушек и 31 юноша, средний возраст – 19 лет. Представлены различия между показателями отклоняющегося поведения, социальной фрустрированности, локуса контроля и осмысленности жизниу студентов и студенток университета, а также у студентов с высоким и низким уровнем осмысленности жизни. Выявлены взаимосвязи перечисленных психологических феноменов у студентов и студенток университета. Полученные результаты показывают, что у девушек больше выражена тенденция к демонстрации социально-приемлемых ответов, к позитивной самопрезентации. Юноши успешнее управляют своими эмоциями, но проявляют большую подверженность зависимому, аутоагрессивному и насильственному поведению. У юношей выше интернальность в отношениях с другими людьми, что указывает на их большую уверенность в способности управлять межличностными отношениями. Студенты с высоким уровнем осмысленности жизни чаще проявляют интернальные качества личности, принимая ответственность за свои отношения и производственную деятельность. Студенты с низким уровнем осмысленности жизни имеют более высокие показатели социальной фрустрированности. Общих взаимосвязей в выборках женского и мужского пола не обнаружено.Были выделены специфические взаимосвязи для юношей и девушек.
Скачивания
Литература
Baselyuk VV, Tykman IR. Factors of victimization of adolescents in the process of socialization. Viktimologiya [Victimology]. 2024;11(3):446-459. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.47475/2411-0590-2024-11-3-446-459
Vladimirova ON. Relationship of personal characteristics with the tendency to deviant behavior among students. Russian Journal of Education and Psychology. 2022;13(5):136–147. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-5-136-147
Vodyakha SA, Vodyakha YuE. Strategies for coping with stress and a tendency to use psychoactive substances. Educational education in Russia. 2022;(3):171-178. (In Russ.).
Gorkovaya IA, Miklyaeva AV, Panferov VN. Metacognitive Regulation of Educational Activity in Adolescents with Deviant Behavior. Sibirskiy Psikho-logicheskiy Zhurnal=Siberian journal of psychology. 2024;(91):139–155. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/91/8
Zavrazhin SA, Fomina MM. Some manifestations of vengeful behavior in pedagogical discourse. Integration of education. 2021;25(2):273-287. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.273-287
Plugina MI, Abakarova EG, Lukyanov AS. Personal features of the predisposition of the subject to destructive forms of behavior. Cardiovascular therapy and prevention. 2023;22(3S):3804. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3804
Sadovnikova ZhV. analysis of the causes of destructive behavior of children and adolescents in modern society. Methods of prevention. Bulletin of Moscow University. Series 20. "Teacher Education". 2023;21(2):120-139. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.55959/MSU2073-2635-2023-21-2-120-139
Sivoronova MS, Guseva AS, Tsareva AN. Formation of meaningful orientations in adolescents prone to deviant behavior. Bulletin of Economic Security. 2023;(6):248-253. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-248-253
Slanov OT. Pedagogical conditions for the prevention of deviant legal awareness in the youth environment. Teacher XXI century. 2024;(2. Part 1):78-89. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.31862/2073-9613-2024-2-78-89
Smirnov AV, Maksimova LA, Simonova IA. Addictive behavior of students: experience of early detection and socio-psychological characteristics. Education and science. 2022;24(9):174-211. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-174-211
Cheremisova IV. Personal characteristics as components of the legal consciousness of a university student. Man: crime and punishment. 2022;30(4):641-648. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).4.641-648
Yashchenko EF, Solomin IL. Psychosemantic study of the motivational-emotional sphere of personality and predisposition to deviant and extremist behavior of university students. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2022;(1):118-122. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2022.1.14
Yashchenko EF, Shchelokova EG. Coping strategies, empathic abilities and emotional burnout of teachers and inspectors for minors as representatives of helping professions. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2022;(2):98-107. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2022.2.13
Bobbio А, Bruera J, Arbach K. Childhood victimization and polyvictimization: A descriptive study in young people from Argentina. Revista de Victimología=Journal of Victimology. 2022;(13):9–34. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.12827/RVJV.13.01
Finkelhor D, Ormrod RK, & Turner HA. Lifetime assessment of poly-victimization in a national sample of children and youth. Child Abuse and Neglect. 2009;33:403–411. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2008.09.012
Copyright (c) 2024 Е.Ф. Ященко

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Автор дает согласие на то, что представление рукописи статьи в адрес редакции научно-практического журнала «ВИКТИМОЛОГИЯ», является конклюдентным действием, направленным на передачу редакции не исключительных прав на произведение: права на воспроизведение и права на распространение, а также на размещение статьи в электронной версии журнала в открытом доступе в сети Интернет и в электронных базах научного цитирования.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.