Оценка способности детей к обману и сокрытию информации при проведении Statement Validity Assessment
Аннотация
В статье рассматривается вопрос развития у детей понимания феномена обмана и способности скрывать информацию, учёт которых необходим при оценке достоверности показаний детей в рамках методики Statement Validity Assessment (SVA). В ряде стран (например, Германии и Швейцарии) SVA является основой судебной психологической экспертизы достоверности показаний. Развитие способности обманывать и скрывать информацию в настоящее время связывается с развитием модели психического, и, следовательно, оценка достоверности показаний в рамках SVA предполагает также и учёт результатов исследований модели психического нескольких последних десятилетий. При проведении СПЭ достоверности показаний эксперту следует учитывать как аномальное развитие модели психического, которое, например, имеет место у детей с расстройствами аутистического спектра, так и различные социальные факторы, которое оказывают положительное или негативное воздействие на становление модели психического у детей с нормальным развитием. Знакомствос результатами исследований модели психического, владение инструментами диагностики уровня развития модели психического представляются сегодня обязательнымиусловиями оценки достоверности показаний.
Скачивания
Литература
Agavelyan OK, Rusinova SG. Studies of the theory of mind in for-eign developmental psychology. Siberian Pedagogical Journal. 2014;(2):15-18. (In Russ.).
Gerasimova AS. Features of understanding of deception by children 5-11 years old and the formation of “mental model”: [abstract of the dissertation]. Moscow. 2004. 24 p. (In Russ.).
Darwin CR. Problems of reason : Biographical sketch of a child. 1877. 14 p. (In Russ.). URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003607429/ (date of address: 13.11.2024).
Yengalychev VF, Yunda AV. The problem of identifying unreliable and false messages in expert conversation. Actual state and prospects of develop-ment of forensic psychology in the Russian Federation: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, Kaluga, May 26-29, 2010 / Editor-in-Chief: Engalychev VF. Kaluga: Publishing house of Kaluga State Pedagogical University named after K.E. Tsiolkovsky. 2010:137-143. (In Russ.).
Ermakov PN, Vorobyeva EV, Kaidanovskaya IA, Strelnikova EO. Model of mental and the development of thinking in preschool children. Experimental Psychology. 2016;9(3):72-80. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090306
Maidansky AD, Rubtsov VV (ed. by). Lexicon of L.S. Vygotsky. Mos-cow, 2024. 200 p. (In Russ.).
Mayorov AV. Juvenology: victimological view (II Inter-international Scientific and Practical Conference “Juvenile Victimology”). Social Management. 2024;6(3):86-92. (In Russ.).
Nikolaeva EI, Fomina IA. Factors influencing the formation of mental model in children of 5-7 years. Psychology of Education in Multicultural Space. 2015;(1):69-76. (In Russ.).
Sergienko EA, Ulanova AY, Lebedeva EI. Mental Model: Structure and Dynamics. Moscow, 2020. 503 p. (In Russ.).
Shuvanov IB, Klochko OS, Shuvanova VP. On the prospects of using hardware and software tools in the detection of signs of pro- manifestation of lying and its determination in childhood in expert practice. Bulletin of Kaluga University. Series 1. Psychological sciences. Pedagogical sciences. 2021;4(1):80-87. (In Russ.).
Yurkevich VS, Emelyanova IV. Phenomenon of lying in childhood: ambivalent approach. Modern foreign psychology. 2020;9(1):114-124. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090112
Ahern EC, Lyon TD, Quas JA. Young children's emerging ability to make false statements. Dev Psychol. 2011 Jan;47(1):61-66. DOI: https://doi.10.1037/a0021272
Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: A review. International review of research in mental retardation. 2001;23:169-184.
Evans AD, Lyon TD. Assessing children’s competency to take the oath in court: The influence of question type on children’s accuracy. Law Hum Behav. 2012;36(3):195–205. DOI: https://doi.org/10.1037/h0093957
Evans AD, Xu F, Lee K. When all signs point to you: lies told in the face of evidence. Dev Psychol. 2011;47(1):39–49. DOI: https://doi.org/10.1037/a0020787
Happé FG. An advanced test of theory of mind: understanding of story characters’ thoughts and feelings by able autistic, mentally handicapped, and normal children and adults. J Autism DevDisord [Internet]. 1994;24(2):129–54. Available from: doi.org/10.1007/bf02172093
Kanngiesser P, Sunderarajan J, Woike JK. Cheating and the effect of promises in Indian and German children. Child Dev. 2024;95(1):16–23. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.13952
Kanngiesser P, Sunderarajan J, Woike JK. Keeping them honest: Promises reduce cheating in adolescents. J BehavDecisMak. 2021;34(2):183–98. DOI: https://doi.org/10.1002/bdm.2203
Lavoie J, Crossman AM, Talwar. Revised socialization of lying ques-tionnaire: A reflection of parent moral identity? Journal of applied developmental psychology 2023:1–13. DOI: https://doi.org/10.1080/10888691.2023.2267446
Leduc K, Williams S, Gomez-Garibello C, Talwar V. The contributions of mental state understanding and executive functioning to preschool-aged children’s lie-telling. Br J DevPsychol. 2017;35(2):288–302. DOI: https://doi.org/10.1111/bjdp.12163
Lee K. Little liars: Development of verbal deception in children. Child DevPerspect. 2013;7(2):91–96. DOI: https://doi.org/10.1111/cdep.12023
Li AS, Kelley EA, Evans AD, Lee K. Exploring the ability to deceive in children with autism spectrum disorders. J Autism DevDisord. 2011;41(2):185–195. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-010-1045-4
London K, Bruck M, Ceci SJ, Shuman DW. Disclosure of child sexual abuse: What does the research tell us about the ways that children tell? Psychol Public Policy Law. 2005;11(1):194–226. DOI: https://doi.org/10.1037/1076-8971.11.1.194
Niehaus S, Volbert R, Fegert JM. Entwicklungsgerechte Befragung von Kindern in Strafverfahren. Berlin, Heidelberg: Springer GmbH; 2017.
Niehaus S. Merkmalsorientierte Inhaltsanalyse. In Volbert R, Steller M, editors. Handbuch der Rechtspsychologie. 1st ed. Göttingen, Germany: Hogrefe Verlag; 2008:311-321.
Polónyiová K., Kruyt J., Ostatníková D. To the Roots of Theory of Mind Deficits in Autism Spectrum Disorder: A Narrative Review. Review Journal of Autism and Developmental Disorders. 2024. DOI: https://doi.org/10.1007/s40489-024-00457-y
Stern C, Stern W. Erinnerung, Aussage und Lüge in der frühen Kindheit / Johann Ambrosius Barth. 4thed. Leipzig. 1931.
Talwar V, Lavoie J, Crossman AM. Socialization of lying scale: devel-opment and validation of a parent measure of socialization of truth and lie-telling behavior. ApplDevSci. 2022;26(3):553–566. DOI: https://doi.org/10.1080/10888691.2021.1927732
Talwar V, Lee K. Social and cognitive correlates of children’s lying behavior. Child Dev. 2008;79(4):866–81. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2008.01164.x
Talwar V, Lee K, Lindsay R. Children’s Conceptual Knowledge of Lying and Its Relation to Their Actual Behaviors: Implications for Court Competence Examinations. Law and human behavior. 2002;26(4):395–415.
Van Tiel B, Deliens G, Geelhand P, Murillo Oosterwijk A, Kissine M. Strategic deception in adults with autism Spectrum Disorder. J Autism DevDisord. 2021;51(1):255–66. DOI: https://doi.org/10.1007/s10803-020-04525-0
Volbert R. Aussagepsychologische Begutachtung von Kindern: Ent-wicklungspsychologische Grundlage. In BliesenerTh., Lösel F., Dahle K-P., editors. Lehrbuch Rechtspsychologie. Hogrefe. 2nd ed. 2023:405-433.
Williams DM, Nicholson T, Grainger C, Lind SE, Carruthers P. Can you spot a liar? Deception, mindreading, and the case of autism spectrum disorder: Lie detection in ASD. Autism Res. 2018;11(8):1129–37. DOI: https://doi.org/10.1002/aur.1962
Copyright (c) 2025 O. V. Alexandrova

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Автор дает согласие на то, что представление рукописи статьи в адрес редакции научно-практического журнала «ВИКТИМОЛОГИЯ», является конклюдентным действием, направленным на передачу редакции не исключительных прав на произведение: права на воспроизведение и права на распространение, а также на размещение статьи в электронной версии журнала в открытом доступе в сети Интернет и в электронных базах научного цитирования.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.