Виктимизация несовершеннолетних жертв киберагрессии
Аннотация
Несмотря на растущее распространение киберагрессии среди несовершеннолетних и многочисленные исследования в научной литературе, на сегодняшний день относительно мало уделено внимания изучению вопросов личностных особенностей участников ситуаций киберагрессии в разных ролях общения (роль жертвы, агрессора) с точки зрения сформированности у них этических навыков общения. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми. В статье представлены результаты анкетирования несовершеннолетних по вопросам киберагресии и кибербуллинга. В качестве респондентов исследования выступили обучающиеся в возрасте 15-16 лет двух общеобразовательных школ г. Челябинска. Сделан вывод о важности и необходимости обучения несовершеннолетних этике делового общения и навыкам выстраивания общения в социальных сетях. Изучен опыт Италии в противодействии киберагрессии и возможность его использования при дальнейшей работе по борьбе со всеми формами киберагрессии несовершеннолетних.
Скачивания
Литература
Andronnikov OO. Genesis of personality victimnosti : [dissertation]. Novosibirsk, 2021. 616 p. (In Russ).
Bovina IB., Dvoryanchikov NV. Online and offline behavior: two realities or one? Psychological science and education. 2020;25(3):101–115. (In Russ). DOI: https://doi.org/1017759/pseud2020250309
Bochkareva EV. Theoretical and legal aspects of cyberbullying. Russian Journal of Criminology. 2021;15(1):91–97. (In Russ). DOI: https://doi.org/10.17150/2500-4255.2021.15(1)
Vlasova NV, Buslaeva EL. Cyberbullying in adolescence: aggressor and victim. Psychology and Law. 2023;13(3):56–71. (In Russ). DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130305
Deineka OS, Dukhanina LN, Maksimenko AA. Cyberbullying and victimization: a review of foreign publications. Perspectives of science and education. 2020; 5(47):273–292. (In Russ). DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.19
Kolesnikov EA. Study of psychological characteristics of adolescents prone to victim behavior in virtual space. Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2019;(2):148–159. (In Russ). DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-2-148-159.
Malkina-Pykh IG. Victimology. Psychology of victim behavior. St. Petersburg: Piter; 2017. 831 p. (In Russ).
Odintsova MA. Psychological characteristics of the victim personality. Questions of Psychology. 2012;(3):59–67. (In Russ).
Sobkin VS, Fedotova AV. Teenage aggression on social networks: perception and personal experience. Psychological Science and Education. 2019;(2):5–18. (In Russ). DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240201
Fominykh ES. Victimological aspects of interaction in the media space. Victimology. 2021;(2):183–188. (In Russ).
Gefen A, Gross Z, Heiman T. Co-occurrence of Traditional and Cyberbullying Victimization Among Adolescents: Characteristics, Psychological Difficulties, and Resilience. Violence and Victims. 2021;(Sep 9): VV-2021-0234.R1. DOI: https://doi.org/10.1891/VV-2021-0234.
Cervero A., Bernardo A. B., Araújo A., Tuero E. Cluster Analysis in Victims of Perceived Cyberbullying at the Higher Education Level // Violence and Victims. 2024:VV-2024-0098.R1. DOI: https://doi.org/10.1891/VV-2024-0098.
Drigg DW. Cyber-aggression: definition and concept of cyberbullying. Australian Journal of Guidance and Counselling. 2010;20(2):143–156. DOI: https://doi.org/10.1375/ajgc.20.2.143.
Reichelmann A, Hawdon J, Costello M, Ryan J, Blaya C, Llorent V, Oksanen A, Räsänen P, Zych I. Hate Knows No Boundaries: Online Hate in Six Nations. Deviant Behavior. 2020:1–12. DOI: https://doi.org/10.1080/01639625.2020.1722337
Sheldon P, Rauschnabel PA, Honeycutt JM. Cyberstalking and Bullying. The Dark Side of Social Media. Violence and Victims. 2019:43–58. DOI: https://doi.org/10.1016/b978-0-12-815917-0.00003-4
Copyright (c) 2025 А.И. Видергольд

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Автор дает согласие на то, что представление рукописи статьи в адрес редакции научно-практического журнала «ВИКТИМОЛОГИЯ», является конклюдентным действием, направленным на передачу редакции не исключительных прав на произведение: права на воспроизведение и права на распространение, а также на размещение статьи в электронной версии журнала в открытом доступе в сети Интернет и в электронных базах научного цитирования.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.